Суть Времени Ленинград

«Способный ученик» Стивена Кинга. Незамеченное предупреждение

Написать этот текст если и не заставила, то подтолкнула дискуссия вокруг экранизации повести Стивена Кинга «Побег из Шоушенка».


Всё-таки, помимо частного случая хорошо снятого кинофильма, откуда можно почерпнуть много стоящего, есть ещё и общий вопрос. Насколько оправданна попытка отыскать в произведениях искусства, особенно – другой культуры, полное созвучие собственным чаяниям? Или всё же стоит искать в них созвучное, принимая их инаковость, «чуждость» по многим параметрам, ведь через такой «чужой» взгляд на вещи, можно эти самые вещи понять по-новому, м.б. более полно. А ещё, и это очень важно, – понять этого самого «другого».


О фильме на сайте КИНОПОИСК - http://www.kinopoisk.ru/film/3501/


В качестве примера я хотел бы привести экранизацию другого произведения С. Кинга – «Способный ученик» (“Apt pupil”). По моему мнению, эта кинолента является предупреждением о возрождении фашизма в современном мире. Да, всемирно известный «Король ужаса» занимался и столь глубокими проблемами общества, используя жанр триллера, как инструмент.
Заранее прошу прощения у тех, кто не смотрел фильм, за раскрытие сюжета. И, надеюсь, что смогу побудить их этот фильм посмотреть))

Итак. Ученик выпускного класса школы маленького американского городка Тодд Боуден особо ничем не выделяется. Учится достаточно хорошо, увлекается историей. Но, начав готовить сообщение об истребительной политике нацистов, серьёзно погружается в эту тему. Возможно, в ней он чувствует что-то «настоящее», разительно отличающееся от окружающей спокойной, но унылой жизни. Дальше – больше. Изучая биографии и фото нацистов, он начинает подозревать, что под личиной одиноко живущего пенсионера Артура Денкера скрывается нацист Курт Дюссандер. Собрав материал, он вынуждает Денкера/Дюссандера сознаться ему. Тодд ставит старику условие – он не выдаст тайну, если Дюссандер расскажет ему о том, что делал в годы войны. Всю правду. Бывший нацист явно не хочет посвящать своего «поклонника» во все подробности, но выбора у него нет.


По ходу фильма видно, как меняется юный американец. Его с непреодолимой силой влекут истории о кровавом прошлом нациста.  И он решает не только услышать, но и увидеть. Заказывает для своего нового знакомого бутафорскую форму Рейха, практически насильно заставляет Дюссандера её одеть. И это невероятно преображает тихого пенсионера.



И ещё больше затягивает Тодда, превращающегося уже в настоящего Ученика.
Что же дальше? Много деталей, которые не хотелось бы сейчас раскрывать, но которые помогают увидеть превращение человека. Показывают, как человек обретает некую жуткую и скрытую от остальных самость.
Интересно сравнить концовки повести и фильма.


В конце повести (издана в 1982г) Дюссандер попадает в больницу с инсультом, где его опознаёт бывший узник концлагеря. Видя неизбежность разоблачения, старый нацист кончает жизнь самоубийством. Ученик, у которого уже начинались проблемы с психикой, узнает, что его Учителя разоблачили, а значит и его самого, и на всей будущей жизни можно поставить крест. Он берёт подаренное отцом ружьё и убивает сначала школьного учителя, а затем – случайных людей. И в итоге гибнет от пуль полицейских.


В фильме, выпущенном в прокат в 1997, события разворачиваются иначе. Дюссандер так же попадает в больницу, где его опознаёт бывший узник концлагеря. Видя неизбежность разоблачения, старый нацист кончает жизнь самоубийством. Последние минуты его жизни видит сотрудник Центра Визенталя, который приехал, что бы помочь в расследовании преступлений нациста. Очень хорошо передано его отчаяние: «Преступник смог ускользнуть от возмездия».



Ученик же остаётся «нераскрытым». Он успешно заканчивает школу и великолепно выступает на церемонии выпуска. Его ждёт успешная жизнь в американском обществе.


Что заставило создателей фильма кардинально поменять концовку – нам неизвестно. М.б. – понимание процессов оживления фашизма в современном мире.  А возможно – чисто художественные соображения.


Но одно можно сказать точно: фильм – великолепная художественная иллюстрация того, как именно происходят процессы приживления фашизма в современном мире, и того, насколько серьёзен этот враг. Это настоящий фильм-предупреждение.
Заметили ли его тогда, в 90х? Скорее всего – нет.

Копирайтеры сработали оперативно, пришлось менять на кадр из фильма)