Суть Времени Ленинград

Патриотическое воспитание в детских школах искусств

Вопросы патриотизма в наше время поднимаются на самых высоких уровнях. Проводятся конференции, круглые столы, появляются публикации на эту тему. На данный момент существует государственная «Программа патриотического воспитания на 2011-2015 годы», а также находится в разработке проект Федерального закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации». Кроме того, Президент в своем послании Федеральному собранию говорил о проблеме духовных скреп в обществе, к которым мы можем с полной уверенностью причислить и чувство патриотизма. Именно поэтому мы как граждане и педагоги должны принять во внимание такую значительную повестку дня и понять непростую, но вместе с тем, очень важную по своей серьезности поставленную перед нами задачу. Задачу воспитания патриота своей Родины. Цель же данной работы – дать читателю смысловое обоснование необходимости патриотического воспитания, объяснить его особое значение в деятельности детских музыкальных учреждений.
Воспитание патриотизма
Говоря о патриотизме, необходимо сразу же дать этому понятию определение. Мы бы не хотели говорить о патриотизме в узком смысле слова, а попробуем включить него широкий спектр мировоззренческих взглядов. Патриотизмом мы назовем определенную рамку ценностей, которую нельзя нарушать, но внутри которой можно быть приверженцем различных идейных течений.

К таким «рамочным» ценностям можно отнести уважение и любовь к истории Отечества (от Древней Руси до новейшей истории). Сюда же следует отнести высокую оценку роли русского языка, преемственности культуры, безусловный авторитет русских воинов во все века, уважение к территориальной целостности и народам Российской Федерации. Этот список можно было бы дополнять, главное, в данном случае, то, что это базовые ценности, создающие единую общероссийскую идентичность гражданина, которую можно сформулировать так: «Я знаю, что это наше, наше родное, и я горжусь нашей Историей, уважаю нашу культуру, язык и т.д.» В совокупности же эти ценности должны рождать готовность служить развитию своей страны, и способность жертвовать ради нее. Как писал Н.А. Некрасов: «Любовь к Отечеству заключается, прежде всего, в глубоком, страстном и небесплодном желании ему добра и просвещения, в готовности нести ему на алтарь достояние и самую жизнь».
Итак, деятельность по наполнению педагогического процесса  содержанием, не только соответствующим этим патриотическим ценностям, но и актуализирующим эти патриотические идеи и смыслы, и является практикой воспитания патриотизма в работе детских школах искусств. Осуществлять эту практику можно как на индивидуальном, так и групповом уровнях.

Надо сказать, что и сейчас в работе педагогов (преимущественно на уроках музыкальной литературы) еще используются патриотические материалы, оставшиеся по наследству еще с дореволюционной и советской эпохи. Это, например, оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин», А.П. Бородина «Князь Игорь», М.П. Мусоргского «Борис Годунов» и другие, кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский», Седьмая «Ленинградская» симфония Д.Д. Шостаковича и др. Но задевают ли они сердца наших учеников в той мере, в какой они мыслились самими авторами? Как понимают эти произведения современные молодые люди, оказавшиеся в достаточно определенном контексте современной «культуры»? Ведь довлеющая культура эпохи глобализации снижает значение патриотизма как базовую ценность, а значит и препятствует подлинному пониманию русской классической культуры, большая часть которой может быть смело отнесена к гражданской и патриотической.
К тому же музыкальное патриотическое воспитание имеет высокую степень сложности и для педагога и требует от него высокого уровня образования и соответствующей тонкости подхода. Кроме того в наше время педагоги, особенно молодые, не всегда чувствуют и понимают ценностную рамку гражданского, подлинного патриотизма, и даже отчуждаются от нее. Если наша цель - достичь высот понимания музыкальных, художественных произведений, раскрыть замысел авторов, наполнить его чем-то новым в современной интерпретации, тогда необходимо согласиться, что только собственным примером любви к родине, «горением своей души» можно высечь «искру из сердца людей», в нашем случае – учеников.
В отсутствие же практики патриотического воспитания понимание основных произведений русского искусства недостижимо. В таком случае появляется угроза выхолащивания сущности работы наших учреждений, которые в перспективе окажутся пунктами оказания формальных услуг.

Возможно, кто-то подумает, что из сферы деятельности педагога уже исключены понятия воспитания и привития духовно-нравственных категорий, что нашей задачей и является лишь оказание образовательных услуг. Мы же считаем, что образование учеников есть двойственная задача, включающая воспитание и обучение. Причём воспитание (как обучение нравственным нормам) имеет даже высший приоритет по отношению к обучению специальным знаниям. Эти слова можно подкрепить цитатой Президента В.В. Путина  из последнего послания Федеральному собранию от 12 декабря 2012 года - «…Мы должны укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы - это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России... Качественное обучение без воспитания невозможно...».

Служение культуре Отечества и взращивание граждан, неравнодушных к Отчизне, а также Просвещение общества – вот, возможно и идеалистическая, но, как нам кажется, подлинная сущность нашей профессии и основная цель работы наших учреждений. Творческое развитие личности требует приобщения к собственной культуре и через понимание места российской культуры в мировом социокультурном процессе – приобщения к культуре человечества.
О том же самом пишет в своей статье профессор В.Ю.Троицкий - российский ученый-литературовед, главный научный сотрудник Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН  - «…Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Личность - это человек, развившийся в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма -  это и человек вне истории, вне духовного бытия, т. е. человек, лишенный человеческих свойств. Значит, без патриотизма можно воспитать лишь получеловека, недочеловека…».
Итак, если мы хотим, чтобы наши ученики смогли стать в жизни гармоничными, нравственными людьми или, как говорят, «Личностью с большой буквы» - то необходимо систематически заботиться об их патриотическом воспитании. И как мы понимаем, эта задача с далеко идущими намерениями, - она устремлена в наше будущее, в нашу надежду на Россию, как великое процветающее государство.

Практическим примером является наш личный опыт индивидуальной работы в классе специального фортепиано над циклом П.И.Чайковского 50 русских народных песен для ансамбля в 4 руки. Это произведение, как и сама биография композитора, богатейшим образом раскрывает тему патриотизма в русской музыке. Известно, каким был патриотом Чайковский. В литературном наследии композитора можно найти множество свидетельств его любви к России. В одном из писем к Н.Ф. фон Мекк, из Вены,  композитор признается: «Вы пишете, что лучше всего вернуться в Россию. Еще бы! Я люблю путешествовать в виде отдыха за границу; это величайшее удовольствие. Но жить можно только в России, и только живя вне ее, постигаешь всю силу своей любви к нашей милой, несмотря на все ее недостатки, родине».

Еще одно яркое высказывание Чайковского:  «…отчего прогулка летом в России, в деревне,  по полям…, бывало, приводила меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении и наплыва от любви к природе, от тех неизъяснимо сладких и опьяняющих ощущений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревни вдали, скромная церквушка, словом, все, что составляет убогий русский, родимый пейзаж».
Такие письма послужили нам замечательной иллюстрацией на тему патриотизма, которые, в том числе, помогли увлечь ученика предстоящей работой. Наряду с решением технических задач, перед учеником раскрывалась суть русского народного творчества через знакомство с русской народной песней и бережную обработку ее Чайковским.
В качестве еще одного практического примера можем привести опыт деятельности Агалатовской детской школы искусств. Здесь при помощи междисциплинарного подхода созданы благоприятные условия для ведения патриотического воспитания: создан музей, проводятся художественные выставки (как учеников, так и деятелей культуры), тематические концерты, творческие вечера, встречи с ветеранами и т.д. Конкретно можем  поделиться опытом организации концерта, который прошел в декабре 2012 года, в рамках проекта «России двинулись сыны» к 200-летней годовщине Отечественной войны 1812 года, который назывался «Героизм русского народа в русском искусстве XIX-XX вв.».

В программе концерта были объединены множества каналов культурного воздействия на аудиторию: изобразительные искусства, поэзия, музыка, русские народные песни, мультимедийные возможности современной техники. Интегрированный сценарий и его реализация позволила вести за собой слушателя по разным эпохам нашей истории и дала понять ученикам, их родителям и гостям, каков широкий спектр культурных произведений о русских героях, воинах, патриотах.
Данный пример наводит на мысль о необходимости синтеза всех видов искусств, с одной стороны, и творческим союзом педагогов разных отделений самой школы, с другой. Необходимость эта вызвана задачей максимально эффективно воздействовать на аудиторию. Так, в подготовке концерта под руководством директора Агалатовской детской школы искусств Бородкиной Н.Е. участвовал и хоровой класс, и художественное отделение, и класс сценического мастерства, и класс вокала. Судя по откликам учеников и их родителей, такой творческий синтез, объединенный одной темой патриотизма – оставил след в сердцах слушателей.


Татьяна Сладковская, педагог, концертмейстер; Алина Сладковская, педагог, концертмейстер