Суть Времени Ленинград

Побег из Шоушенка. Ответ товарищу.

Интересная дискуссия по поводу экранизации произведения С. Кинга "Побег из Шоушенка".
Хотя для нас, полагаю, всё же интереснее "Способный ученик"... Но об этом в другой раз)


Оригинал взят у iouripopov в Побег из Шоушенка. Ответ товарищу.

Заключенные слушают классическую музыку


Я не собирался писать про этот фильм. Однако, ознакомившись с рецензией товарища, решил вступиться за картину.

Сразу оговорюсь, на мой взгляд, фильм - шедевр. Но просто декларацией я ограничиваться не буду. Попытаюсь ответить на пару обвинений.

Пенитенциарная система врага - это проблемы врага.Воспринимать это, как агитацию определенного стиля поведения, мне кажется, неверно. Более того, охранники и начальник тюрьмы выписаны так, что должны вызывать отторжение у реальных охранников и начальников тюрем. А уж справедливое возмездие их настигшее, не может вызывать никаких чувств, кроме удовлетворения даже у реальных охранников и тех же начальников тюрем.

Но есть еще один аспект в вопросе "зачем?". Вся критика по ссылке, приведенной выше, пытается отвечать на вопрос "Зачем?". Зачем такие заключенные? Зачем такие охранники? Зачем главный герой бежит именно туда, куда бежит? Зачем показали, что бывшие сидельцы могут на свободе повеситься? Зачем?

Ответ на вопрос может быть прост: Затем, что такое бывает, затем, что это почерпнуто из жизни.

Если говорить о пенитенциарной системе США, то достаточно взглянуть на данные в Википедии. Там хоть и не сказано, какие порядки царят в тюрьмах, но несправедливость общества, выраженная в количестве и расовом составе заключенных, видна вполне:
"США лидируют по количеству заключённых в абсолютном значении — около 2,2 млн человек находятся за решёткой. Это 25 % всех заключенных планеты — больше чем в 35 крупнейших европейских странах вместе взятых и в 4 раза больше чем в Китае. Хотя население США составляет всего 5 % населения мира. Среди этих заключённых около 71 тысячи — несовершеннолетние.
Соединённые Штаты Америки также обладают первенством в удельном числе граждан, находящихся за решёткой: по состоянию на 2015 год около 700 человек из каждых ста тысяч отбывали срок, были задержаны по подозрению в совершении преступления либо находились под стражей в ожидании суда. [5]. Согласно статистике, афро и латиноамериканцы составляют 30 % от населения США, и в то же время — 60 % от всех американских заключённых. Каждый 35-ый афроамериканец находится или находился за решёткой. Среди латиноамериканцев — каждый 88-ой, а среди белых — каждый 214-ый"

Почему мне не доверять Стивену Кингу и режиссеру фильма, рассказывающих об американских тюрьмах именно это? Тем более, что игра в заключенных и надзирателей в ходе Стэнфордского эксперимента подтверждает возможность возникновения "неуставных" отношений. А уж когда появилась возможность все фиксировать на камеру телефона, нашлись хвастуны, которые снимали свои героические издевательства над заключенными.

Помимо правды американских тюрем, в фильме есть другое.

Я с сыновьями обсуждал, почему "Форест Гамп" выиграл статуэтки у этого фильма. И вот, к каким выводам мы пришли. В "Побеге из Шоушенка" есть политический подтекст. Вполне возможно, что именно это и помешало. Причем этот подтекст не примитивный, а глубинный.Тут приходят на ум два момента: обучение грамоте заключенных и эпизод с классической музыкой, транслируемой на всю тюрьму.

Энди пытается вырвать людей из болота, заставить их приподняться над собой. Он готовит их к экзамену и мирной жизни, для которой большинство уже было потеряно и вовсе не потому, что у них пожизненные сроки. Не у всех они были пожизенные, Томми оставался год.
Начальник тюрьмы, который в первую очередь бизнесмен, он не только бизнесмен. Он думает, что он элита и никто из заключенных ему не ровня, ну может кроме Энди. Но Энди уже "продан" ему в рабство. Когда Энди включает музыку на всю тюрьму, это нестерпимо для начальника, потому что в этот момент заключенные слушают классику, как равные ему. Срочно нужно прекратить это! Срочно! Взломаем двери, зачинщика в карцер! Никто из его рабов не может равняться ему, даже в такой мелочи, как прослушивание классической музыки.

С определенного момента, Энди ведет подвижническую жизнь. Наверное, он корыстен - он хочет сохраниться как человек. Все были бы настолько корыстны, мир бы был другим. А в конце фильма он еще и частично восстанавливает справедливость, карая врагов. Ничто не приносит такого удовольствия, как справедливая месть.

Финал фильма символичен. Энди, а потом и его друг отправились за границу. В каком-то смысле - это граница жизни. Они перешли в мир по ту сторону границы: потусторонний мир. Это рай. Такие вот у Энди представления о рае. Он выполнил миссию. Это в каком-то смысле, в любом случае смерть. Он отборолся и заслужил рай. Личный рай. Только не стоит путать это с раем на земле. Это рай после смерти. Пусть смерть не физическая. Может быть Энди еще вернется к жизни. Я совсем не исключаю. Но кино не о его будущей жизни, а о том, как попав в беду, человек смог, в попытке сохранить в себе человека, стать подвижником и совершить героический поступок. По всем канонам сказки он заслужил рай в стиле "И жили они долго и счастливо...".